Поиск:  


2014-09-29
Старт


Командообразование и соционика

Знание соционики поможет набирать в компанию и принимать в команду тех, кто успешно в нее впишется и не будет причиной конфликтов. Всего существует 16 типов характера, которые объединены по характерным ценностям в 4 группы (квадры). У организации есть свой интегральный тип, он определяется по количеству социотипов одной квадры.

Соционический подход может существенно помочь процессу командообразования.

Очень часто в современных подходах к командообразованию упоминаются общая цель, общее дело, мотивация, но очень редко речь идет о совместимости членов рабочей команды. А тем временем – это условие ее эффективности.

Психологическая совместимость членов команды между собой, команды и руководства - основополагающий фактор эффективности процесса командообразования. Так, расстановка психологически совместимых людей, обучение взаимодействию в рамках команды тех ее участников, которые вступают в конфликт с другими членами команды за счет своих типов характера (социотипов) – все это создает благоприятный психологический климат в команде. Решению проблемы совместимости и должен помочь соционический подход к созданию команды.

Основы типологии личности К.Г.Юнга.

Будучи еще молодым ученым, Юнг обратил внимание на существенные различия в отношении людей к объекту. Это 2 разные психологические установки сознания: экстравертированная (направленная вовне) и интровертированная (направленная вовнутрь). Так, деятельность и внимание экстраверта направлена на объект, а интроверт ориентируется на свое восприятие объекта.

Юнг так же заметил, что у людей есть различия в сознании по ведущей психической функции - мышление, чувства, ощущения и интуиции, соответственно есть 4 типа людей, а с учетом экстраверсии и интроверсии, он выделил 8 типов людей:

- экстравертированный:

  • Мыслительный

  • Чувствующий

  • Ощущающий

  • Интуитивный

- интровертированный:

  • Мыслительный

  • Чувствующий

  • Ощущающий

  • Интуитивный.

Мышление и чувство он отнес к классу рациональных функций, ощущение и интуицию – к иррациональных функций.

Ученики и последователи Юнга развили его типологию и в настоящее время она применяется в работе с персоналом в виде опросника (MBTI) И.Бриггс, И.Бриггс-Майерс в различных модификациях (отбор, расстановка, профессиональный рост и т.д.).

Идеи К.Г.Юнга распространились на территории бывшего СССР. В середине 70-х г.г. 20 века литовский экономист, математик, социолог Аушра Аугустинавичюте создала науку – соционику. В ее основу легли юнгианская теория и теория информационного метаболизма польского психиатра А.Кемпинского.

Соционика изучает взаимоотношения между различными типами как формы информационного обмена. А. Аугустинавичюте разработала модели типов информационного обмена, описала взаимоотношения между типами. Механизмы передачи, получения информации врожденные, определяются структурой психики, а также расположением функции в данной структуре.

Дело в том, что в основе психологического дискомфорта членов команды чаще всего лежат нарушения в области информационного обмена.

Итак, рассмотрим основные положения соционики:

  1. В соционике выделяют 4 функции: логика, этика (чувства), сенсорика (ощущения), интуиция.

  2. Название типа определяется первыми двумя, наиболее сильными функциями (сенсорно-логический интроверт, интуитивно-этический экстраверт, и т.п.).

  3. Отношения между разными типами называются интертипными.

  4. В соционике описаны 16 социотипов типов, которые имеют несколько псевдонимов.

  5. 16 типов разделены на 4 квадры, в каждую, из которой входят социотипы, имеющие общие ценности.

А теперь рассмотрим эти 16 социотипов

Интуитивно-логический экстраверт

Искатель или  Дон Кихот

Сенсорно-этический интроверт

Посредник или Дюма

Этико-сенсорный экстраверт

Энтузиаст или Гюго

Логико-интуитивный интроверт

Аналитик или Робеспьер

Этико-интуитивный экстраверт

Наставник или Гамлет

Логико-сенсорный интроверт

Инспектор или Максим

Сенсорно-логический экстраверт

Маршал или Жуков

Интуитивно-этический интроверт

Лирик или Есенин

Логико-интуитивный экстраверт

Предприниматель или Джек Лондон

Этико-сенсорный интроверт

Хранитель или Драйзер

Сенсорно-этический экстраверт

Политик или Цезарь

Интуитивно-логический интроверт

Критик или Бальзак

Логико-сенсорный экстраверт

Администратор или Штирлиц

Этико-интуитивный интроверт

Гуманист или  Достоевский

Интуитивно-этический экстраверт

Советчик или  Гексли

Сенсорно-логический интроверт

Мастер или Габен

Посмотрим, как сгруппированы эти социотипы по своим ценностям (по квадрам) 

Квадра №№

Социотипы

Квадральные ценности

1

Дон Кихот Дюма Гюго Робеспьер

неординарность идей, мышления, оригинальность; просветительство; избегание отрицательных эмоций; комфорт; эстетика; справедливость.

2

Гамлет Максим Горький Жуков Есенин

Воля, презрение к слабостям; идеология; преодоление трудностей и лишений; новые структуры и порядки; активность и напористость в действиях

3

Джек Лондон Драйзер Цезарь Бальзак

Бурная деятельность, трудовой энтузиазм; разрушение старого, реформы; целесообразность; высокие технологии; материальное благополучие; высокое благосостояние.

4

Штирлиц Достоевский Гексли Габен

Стремление к индивидуальности и самовыражению; производительный труд; логика потребления; оптимизм; прогрессивные технологии; стабильность; изобретательность; духовная свобода; гуманизм, удовольствие.

Для создания эффективной команды с помощью соционических методов нужно учитывать ряд принципов:

  1. 1.      Принцип адекватного информационного взаимодействия.

В основе любого взаимодействия лежит обмен информацией. Структура психики определяет особенности информационного метаболизма. Поэтому один социотип может адекватно взаимодействовать с другим, а другой - нет. Люди, которые не могут адекватно взаимодействовать образуют малоэффективную команду. Какой выход? Выход есть – учить взаимодействию. Учесть такую реальность так же поможет знание об этом. Руководитель может помочь сотрудникам научиться общению.

  1. 2.      Принцип комфортности взаимодействия членов команды.

Так, если партнеры понимают друг друга, имеют общие интересы, цели, то и работать им  комфортно. Комфортность в общении влияет на общую производительность, так как у сотрудников доброжелательный настрой, бодрое настроение, они  готовы к взаимопомощи.

  1. 3.      Принцип дополняемости членов команды.

В соционике выделяются 16 типов взаимоотношений. Межтипные или интертипные отношения имеют определенную иерархию. В рамках одних отношений – члены команды чувствуют себя легко, плодотворно общаются, быстро реализуют свой потенциал. Это отношения дуальные, тождественные, активации, чуть меньше – зеркальные, родственные, деловые. В рамках других – затраты психической энергии более значительны. Это конфликтные отношения, отношения ревизии, социального заказа, полной противоположности. Особенности отношений между социотипами описаны в соционической литературе.

  1. 4.      Принцип учета квадральных ценностей.

В каждой квадре объединены социотипы, имеющие свои базовые ценности. И каждая квадра их отстаивает и «проповедует». Так вот, при совмещении в команде на предприятии или бизнес-команде нужно учитывать этот фактор, поскольку одни квадры могут успешно взаимодействовать, а другие квадры между собой вступают в конфликт или противостояние. Например, ценности 2 и 4 квадры противоположны: напористость Жукова никак не приемлет Гексли, это может привести к конфликтам и скажется на работе, соответственно. Поэтому знания о совместимости квадр поможет свести конфликты к минимуму.

Очень большое значение на предприятии имеет предрасположенность сотрудника к виду деятельности. Так, каждый социотип имеет предрасположенность к определенному виду деятельности в соответствии с особенностями своей психики. Отсюда естественным образом вытекает необходимость распределения должностных обязанностей в соответствии с реальными способностями каждого члена команды. А если человек не способен качественно выполнить задание в силу особенностей его структуры психики, не поручать выполнение задания этому сотруднику.

В соционике есть перечень сфер деятельности для каждого социотипа. Мы приведем пример лишь общие рекомендации по основным функциям психики.

Желательно поручать следующие задачи:

  • Рационалы – предсказуемые по срокам, планомерные, регулярные, требующие систематичности, последовательности, предполагающие упорядочение, определенные рамки;

  • Иррационалы – малопредсказуемые по срокам, разнообразные по подходам, требующие смекалки, гибкости, содержащие элемент стихийности,  возникающие в экстремальных и критических ситуациях, неограниченные строгими рамками;

  • Экстраверты – требующие оперативного решения, повышенной активности, предполагающие широкое поле деятельности, первоочередные;

  • Интроверты – требующие глубокой проработки, локальные, ограниченные по масштабам или разбитые по этапам, допускающие постепенность и допустимую неспешность в своем решении;

  • Логики – не требующие частых контактов с клиентами, связанные с управлением, организацией, контролем производственной деятельности, составлением и анализом графиков, программ, других логических структур, технические;

  • Этики – связанные с контактами с клиентами, с удовлетворением их эмоционально-этических запросов, по установлению неформальных связей с окружающей средой, рекламе,  налаживанию благоприятного психологического климата в коллективе, по вопросам отдыха и торжественных мероприятий;

  • Интуиты – неясные по содержанию, запутанные, перспективные, предполагающие отдаленный по времени результат, нестандартные;

  • Сенсорики – с гарантией материальной отдачи, текущие, повседневные, производственные, практически ориентированные.

Успешность работы предприятия во многом зависит от грамотного построения процесса командообразования, если руководитель понимает роль психологического фактора в формировании психологического климата на предприятии и в целом на эффективность функционирования предприятия, тогда у него не возникает вопрос о том, мода это или необходимость. А уж какие при этом методы применять, решать вам!


Оставьте здесь свой комментарий


Заметили ошибку?  Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus