Поиск:  


2012-03-28
До идеи


Как пирамида потребностей помогает понять себя и других?

Пирамида потребностей – это общепринятое название теории иерархии потребностей человека, которая была изложена психологом А. Маслоу в книге «Мотивация и Личность»  в 1954 году. В дальнейшем сам Маслоу откажется от иерархической структуры потребностей. Но «пирамида» потребностей к тому времени прочно приживется и будет повсеместно использоваться, в том числе, в специальной литературе, в  теории современной экономики  и  на бизнес- тренингах.

Абрахам Маслоу признавал, что у людей существует множество потребностей, а также предположил, что все  человеческие потребности делятся на 5 основных групп.

  1. Физиологические потребности: жажда, чувство голода, половой инстинкт  и др.
  2. Экзистенциальные потребности: безопасность существования,  постоянство условий жизни, комфорт.
  3. Социальные потребности: общение, социальные связи, привязанность, любовь, внимание к себе и забота о других.
  4. Престижные потребности: признание, самоуважение, уважение других, служебный рост.
  5. Духовные потребности: самовыражение, самоидентификация, самоактуализация, саморазвитие.

Существует и несколько иная интерпретация данной пирамиды потребностей. В этой системе выделяются уже шесть основных приоритетов:

  1. Физиологические потребности:  жажда, голод, половое влечение.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности в себе и в завтрашнем дне, избавление от страхов, защита от неудач
  3. Потребность в принадлежности к чему-либо (кому-либо) и любви
  4. Потребность в уважении и почитании
  5. Эстетические потребности: красота, гармония, порядок.
  6. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих целей и  способностей.

По мере того, как человек удовлетворяет свои низлежащие потребности, актуальными для него становятся потребности, стоящие на более высоком уровне. 

На этом основана современная теория маркетинга: если вы хотите гарантированно получить свою долю рынка, выпускайте товары, которые удовлетворяют базовые потребности людей – еда, одежда, лекарства. Наценка здесь минимальная, но объем рынка и продаж  может быть огромен.

Потребности в познании, в самоактуализации и эстетические потребности называют  еще «потребностью в самовыражении».

Чем выше вы будете подниматься по ступеням пирамиды, тем больше креативности вам придется приложить для выпуска товаров следующих уровней. Это товары класса «люкс», которые дают человеку чувство исключительности, брендовые, элитные  вещи. Круг потребителей по ним сужается, но цены здесь высоки, и прибыли тоже достаточно.

Самоактуализация – это постоянная реализация возможностей, талантов, способностей, более полное познание своей изначальной природы, неустанное стремление к единству со своей внутренней сущностью.

Маслоу считал, что самоактуализация – это наивысшая потребность человека в его «пирамиде потребностей».

Самореализация – это наивысшее желание человека реализовать свои способности и таланты. Каждый человек стремится проявить себя в обществе, показать всем свои положительные качества и стороны.

В дзэн-буддизме самореализацией называют высшую точку существования, которая обозначает  просветление – то есть состояние, когда человеческому существу уже нечего познавать, он становится частью Вселенной.

Товары и услуги, предлагающие человеку реализацию его высших потребностей – самоактуализации и самореализации – стоят, как правило, очень дорого. Это всевозможные тренинги, услуги коучей, консультации психотерапевта. Не секрет, что в Америке, например, у каждого уважающего себя и обеспеченного человека есть свой персональный психоаналитик, который помогает разобраться в себе, наметить новые уровни развития личности и т.д.

Можно посмотреть на пирамиду Маслоу и с другой стороны – каким образом  желание открыть свое дело связано с реализацией наших собственных потребностей?

Желание начать свое дело затрагивает реализацию сразу нескольких уровней потребностей человека.

Это и желание обеспечить себя и свою семью (физиологические, или материальные потребности), желание себя обезопасить. Это может быть и потребность в признании своей значимости со стороны других людей, потребность в уважении и одобрении.

Самый высший уровень мотивации при открытии своего дела – это желание реализовать себя, желание созидать и служить людям.

Оставьте здесь свой комментарий


Заметили ошибку?  Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus