Поиск:  


2013-10-21
Центр практической соционики Андрея Глушкова


Методы диагностики ребенка: чем может помочь соционика?

Методы диагностики ребенка, существующие на сегодняшний день, зачастую не позволяют составить достоверный психологический портрет личности. До настоящего времени психологией и педагогикой мало изучены такие аспекты, как бессознательные и сознательные мотивы поведения, темперамент, особенности мышления, предрасположенность к той или иной сфере деятельности, способы адаптации и актулизации в социальной среде.

Именно здесь свою роль в виде некоего интегрального метода диагностики ребенка играет соционика. Правильно определив социотип своего ребенка, вы сможете воспользоваться конкретными ответами и рекомендациями по выше отмеченным аспектам.

Правильная диагностика ребенка с точки зрения соционики позволит направить Вашего ребенка по пути самоактуализации и самореализации, поможет раскрыть его таланты и способности, поможет ему выбрать средства и способы выражения своей индивидуальности и в будущем найти оптимальную социальную нишу.

Пренебрегая данной методикой, мы подчас чрезмерно нагружаем психику своего ребенка, толкаем его к разыгрыванию несвойственных ему от природы ролей.

Если вы хотите воспитать из своего ребенка всесторонне развитую, гармоничную личность, то сперва необходимо всесторонне его изучить. Уже в раннем детстве наблюдая за ребенком, можно определить если не полный социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках.

Если прибегнуть к помощи основных признаков – сенсорики, этики, интуиции и логики, то можно отметить, как каждый из них проявляется в поведении ребенка. Ранняя диагностика ребенка и определение его социотипа помогает правильно его сориентировать в жизни, выбрать подходящее учебное заведение, школу, институт.

Определить социотип ребенка можно уже в возрасте 5-7 лет, когда более активно выражены черты характера. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества, как интравертность или экстравертность ребенка, его стремление подчиняться, либо, наоборот, командовать.

Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются эмоциональные реакции, умение быстро реагировать на ситуацию, можно говорить о преобладании тех или иных признаков: интуиция – сенсорика, логика – этика, рациональность -иррациональность. В зависимости от этого, становится возможным отнести ребенка к определенному типу личности или же к группе социотипов с одинаковыми основными сильными признаками.

Эффективным методом диагностики ребенка 5- 10 лет является метод использования цветных картинок.

Ребенку предлагается набор из 6-8 картинок с разными вариантами названий каждой картинки. В названии зашифрованы основные признаки Юнга (признаки социотипа), но их название адаптировано под уровень развития ребенка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорит о преобладающем типе мышления и, соответственно, о его сильных и слабых сторонах.

Методы диагностики детей средних и старших классов включают в себя различные тесты, позволяющие оценить уровень интуитивного и логического мышления.

Знание социотипа у школьников позволяет осуществлять раздельный подход в воспитании и обучении, формировать специализированные группы и классы, оптимально подбирать учителя в класс.

Используя соционику в школе, можно наладить службу психологической помощи в разных формах: от «телефона доверия» до личных консультаций родителей и детей по личным, семейным и образовательным проблемам, вести профессиональное ориентирование на основе социотипов учащихся.

Есть предположение, что соционический тип ребенка закладывается еще до его рождения в генетическом коде, но полностью ребенок формируется как личность и раскрывает свой социотип к 15-17 годам.

Внешние факторы – школа, семья, друзья, учителя, СМИ – выступают в роли стимуляторов, но они не меняют ядра личности, а лишь создают предпосылки для развития тех или иных стереотипов мышления и поведения.

Отмечено, что существует связь между уровнем развития личности и определенным соционическим признаком, в котором отражен свой специфический способ переработки информации:

  1. Физический способ – связан с сенсорикой, умением владеть своим телом, вещами, пространством, людьми и ощущениями.
  2. Психологический – связан с этикой, это умение строить отношения с другими людьми, выражать свои чувства, понимать оттенки эмоций людей, сопереживать.
  3. Социальный – связан с логикой, способностью логически мыслить, слушать и трезво анализировать информацию.
  4. Информационный - связан с интуицией, это умение предвидеть события, улавливать скрытые мотивы людей и процессов, постигать суть явлений, способность к абстрактному мышлению.

Используя соционику как метод диагностики ребенка, необходимо помнить, что соционика лучше всего описывает социальное поведение и возможную реализацию человека в социуме, его возможные области успеха, его способности и таланты.

Но то, какой личностью вырастет Ваш ребенок, как он будет относиться к себе и другим людям – зависит от Вашего воспитания, личного примера и благополучия в Вашей семье.

Успехов и здоровья Вам и Вашим детям!

С этой статьей читают:


Комментарии (2)

07 June 2013  09:26:07
 Ариадна
Я заметила, что когда прислушиваешься к ребенку интуитивно, тогда понимаешь его наклонности. Но это не всегда получается, поэтому, наверное стоит узнать его социотип, чтобы она стал развитым. Здорово, что теперь это можно легко осуществить!:)
07 June 2013  09:31:58
 Светик-Семицветик
Я у своего мелкого где-то к 3-м годам социотип определила, точнее у меня были 2 версии - Штирлиц или Макс. Я считала, что он у меня экстраверт, пока в садик не пошел- веселый, общительный ребенок. А в садик пошли -говорит, я не хочу с ребятами играть, мне неинтересно там, дома лучше. А потом по фото определили, что Макс.

Оставьте здесь свой комментарий


Заметили ошибку?  Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus